Текст Пушкина сохранен только в диалогах героев. Добавлено несколько новых реплик с живой эмоциональной окраской, сокращающих дистанцию с героями. Само повествование переведено в визуальный ряд. Художник-постановщик – Кира Камалидинова создала разномасштабный мир. Есть совсем небольшие «деревянные» куклы Старика и Старухи – им отдана небольшая часть действия, а есть молодая пара – два состава актеров (Марина Збуржинская и Олег Романов , Наталья Васильева и Антон Верещагин) – и это их история. Композитор Дмитрий Максимачёв сделал прекрасную стилизацию под фольклорные музыкальные темы. А сквозным мотивом стал духовный стих «Грешный человече» в исполнении Сергея Старостина. Художник по костюмам Анис Кронидова придумала для жены рыбака перчатки не просто как часть костюма. В сцене терема они уже заявляются, как важный элемент: акцентируют указующий перст. А сцене дворца массивная перчатка падает рядом с куклой Старика. И это уже объект.
С самого начала нам дают «два клубочка» за которыми мы будем следовать: малые фигурки и живые актеры. Очень просто, из синего полиэтилена, создано море, но работает это решение прекрасно: то создавая спокойную рябь, то обрушиваясь штормом. На небольших волнах качается лодка Старика, на берегу ждет его Старуха. Это как взгляд с очень большого расстояния, но вот мы приближаемся и видим молодую пару, в их молчаливых действиях только нежность и любовь. Кажется, что ничто не может омрачить тихого счастья на берегу моря. Муж ловит золотую рыбку и отпускает ее без выкупа. Услышав его рассказ, Жена резко меняется. Режиссер и художник построили визуальный ряд, в котором корыто трансформируются в разные объекты вожделения «глупой бабы». Сначала разваливается пополам их маленькое корыто, а потом появляется уже огромное корыто, которое женщина носит на себе. Корыто превращается в новый дом, а откидное окошко терема, как часть одеяния дворянки, становится сценой для кукольных Старика и Старухи. Кроме уличного представления в этом решении можно увидеть и рождественский вертеп. Этот образ возникает от того, что рыбка говорит голосом маленького мальчика (Сёма Петров). Из «морских глубин» этот голос звенит и растворяется как благовещение, как еще не неосознанная мечта о ребенке. Он уже есть, он совсем рядом, но не узнан. Потому что глаза застилают то новый дом, то дворянство, а то и царство.
В образе царицы бывшая хозяйка прохудившегося корыта чувствует себя султаншей, окруженной рабами, открывает рот только для пития и яств. Потеряв ощущение реальности, она хочет поработить саму рыбку. Когда рыбка возвращает жену рыбака в исходное состояние, то происходит пробуждение ото сна, избавление от иллюзий, разыгравшегося воображения. Для чего же приплывала рыбка? Может, для того, чтобы они поняли чего им по-настоящему не хватает? Голос мальчика-рыбки обретает объем. Благая весть или змей-искуситель? Мужчина и Женщина прошли испытания и встретились снова, уже зная, что лад в доме и любовь важнее всех благ.
В финале спектакля пара садится спиной к зрителям, они обнимаются и смотрят на звездное небо. По небу проплывают и соединяются половинки разбитого корыта. Они снова становятся одним целым. Библейский сюжет от Адама и Евы до Марии и Иосифа, трепетно и зыбко просвечивает через грубо сплетенные рыбацкие сети и сказку Пушкина о злой неблагодарной старухе и покорном ей муже-рыбаке. Яна Тумина подарила своим героям молодость, любовь, надежду на продолжение рода. И право на ошибки.
Ключ к сказке, ставшей на петрозаводской сцене притчей, – духовный стих «Грешный человече»:
– Что ж тебе надо грешный человече?
– Ничего не надо. Ни злата, ни серебра, ни золотого одеяния.
Последние строчки песни про «только надо один сажень земельки» в спектакле не звучат. Не важно: грешила баба на берегу моря, возжелав злата-серебра, или это им привиделось. Сажень земли еще их подождет. Человек обрел Человека, вместе они пришли к Богу. Спокойная водная гладь, звездное небо, Мужчина и Женщина – зарождается новая жизнь и новое счастье.
«Ваш Досуг»
1 сентября 2020
источник: Ваш Досуг