В Петрозаводске прошел первый городской арт-фестиваль «15×17» на территории Онежского тракторного завода, который сносят прямо сейчас.
Завод положил начало городу: он был построен в устье карельской реки Лососинки в один год с Петербургом. При Екатерине II завод перенесли выше по течению и назвали Александровским. В советское время он стал Онежским тракторным заводом. В 2010-м обанкротился, и территория перешла инвестиционно-девелоперской компании «Охта Групп». В 2017 году начался снос заводских корпусов для строительства нового жилого квартала…
На границе
Мы стоим на детской площадке. По правую руку — новые пятиэтажки комфорт-класса. По левую — машины ровняют с землей корпуса бывшего завода, проезжая мимо высоких гор строительного мусора. Посередине детский рисунок на асфальте: человечек с гаечным ключом вместо руки.
На стене нового дома — карта будущего жилого квартала. От огромного завода останутся только Галерея промышленной истории с бомбоубежищем; цех, из которого сделают выставочный зал, и корпус, переоборудованный в деловой центр «Ямка».
«Пока готовили фестиваль, снесли два корпуса», — рассказывают организаторы. Фестиваль объединил всех, кто занимается современным искусством в Петрозаводске — от граффити до перформанса и сайт-специфик. Программа сопровождалась дискуссиями, мастерскими по дизайну, экологии и урбанистике, где, в сущности, искали ответы на сущностные вопросы: как сохранить память о заводе? Как сделать Петрозаводск более удобным для жизни и более привлекательным для туристов?
Для человека, незнакомого с историей Онежского тракторного завода, ключевым событием для понимания происходящего на фестивале стал спектакль-променад «Время, вперед?», созданный театроведом Ольгой Ковлаковой при участии саунд-дизайнера Евгения Маркова и актрисы Ксении Орловой.
Старый завод оживает
Мы идем вдоль строительного забора мимо благоустроенных сквериков и супермаркета «Магнит» к одному из последних заводских корпусов. Здесь начинается спектакль. Плеер, наушники, карта — и в путь.
Автор спектакля Ольга Ковлакова нашла в архивах любопытные документы, среди которых были хроники завода. Написанные в стиле советских докладов, они тем не менее фиксировали все проявления жизни — от важных совещаний с руководством до туристических походов. Из этих записей отрывками складывается целая жизнь: с трудностями и праздниками, с болезнями и спортом, с пьянством и новыми изобретениями. Вот комиссия приехала в летних туфлях смотреть трактор, а на полигоне неожиданно выпал снег, но никто не простыл. Вот трактор экспортируют в 26 стран. Вот возникла проблема с плавающими тракторами — их по неосторожности трижды топят пьяные водители. Вот после шестидневки цеха отправляются в турпоход на лыжах. Вот охота, вот мотогонки по местам боевой славы. А вот сатирические частушки:
«Тише едешь дальше будешь», —
Так гласит пословица.
Десять лет токарный пресс
К выпуску готовится…
Материалы настолько полно рассказывают о жизни завода, что кажется — он был живым организмом, и эти хроники — просто его дневник. Актриса Ксения Орлова читает документы с теплой, задушевной интонацией, не без легкой иронии — с какой обычно и читаешь собственные юношеские дневники.
Отрывки из сюиты Георгия Свиридова «Время, вперед!» разделяют записи и дают время осмотреться, почувствовать происходящее. Краем глаза замечаешь собирающие строительный мусор экскаваторы, сквозь наушники слышишь грохот рушащихся корпусов…
В первом цехе чувствуешь себя сталкером: в каждой комнате старые вещи, осколки былого быта образуют многозначные композиции. Инсталляции необычным способом рифмуются с традиционной экспозицией в Галерее промышленной истории — следующей точке путешествия. Затем зрители надевают каски, и их ведут в сохранившиеся цеха. В одном — световой и аудиоперформанс с трактором, в другом — просто хаос разрухи, причем оба впечатляют одинаково. Дальше путь лежит через проходную делового центра «Ямка». А в наушниках словно отматывают время назад: идет рассказ о XIX веке, о работавших без защитных очков и фартуков литейщиках…
Трактор уезжает в небо
История завода близится к концу, уже давно некому писать его хроники. Но есть свидетели его последних дней. Их голоса возникают между дневниковыми записями, пока мы гуляем по территории завода. Рассказывает о рабочих буднях тихий голос бывшего начальника отдела завода — Сергея Каберегина, 1931 года рождения. Молодая Виктория Никитина, директор Галереи промышленной истории, объясняет феномен тройного хаотического маятника — одного из экспонатов галереи — в связи с общим ходом жизни. Третьеклассник Вова Хренников рассуждает о причинах закрытия завода: «Он стал прекращаться потому, что покупатели обращали внимание на цены. Тракторы стоили дорого. А завод жалко». А еще он хотел бы придумать «трактор, который умеет летать».
Финал путешествия — бывшее бомбоубежище, а сейчас — музыкальный бар и арт-галерея «Убежище № 1».
Убежище № 1
Бомбоубежище находилось рядом с госпиталем. В 2000-х его использовали как склад, пока место не приметили создатели музыкального бара, единственного альтернативного места в Петрозаводске. Они снесли стены, выровняли полы, сохранили исторические металлические двери — если рассказывать о них сегодняшними словами, то это стимпанк. Мы слышим рассказ арт-директора клуба Алексея Деревлева о создании музыкального бара. Для него это «убежище культуры, музыки, где мы можем сохранить свои ценности».
В записи мы слышим: бармен Даша варит кофе и делится своими воспоминаниями о том, как бар открывался, как они собирали выкинутые макеты завода, как она ночевала на работе. Для нее это образ жизни — все сотрудники клуба еще и музыканты. Во время ее монолога какая-то группа делает саундчек, и из него вырастает неуклонная финальная часть сюиты «Время, вперед!», заглушающая диктофонную запись…
Спектакль-променад заканчивается реальной встречей с барменом Дашей, чей голос все только что слышали в записи (если она, конечно, в этот день работает). К счастью, бомбоубежище относится к той части завода, которую сносить не станут, и музыкальный бар еще много лет будет собирать лучших музыкантов Петрозаводска и привозить на гастроли крутые группы.
Старый завод засыпает
Фестиваль «15×17» — это не просто рефлексия художников разных жанров на тему смерти градообразующего предприятия. У каждого из событий есть потенциал роста. Отмечу два толковых перформанса Карельского колледжа культуры и искусств: преподаватель актерского мастерства Леонид Прокофьев поставил на театральном курсе документальный спектакль по воспоминаниям рабочих Онежского тракторного завода, а педагог хореографического отделения Алена Прокофьева — перформанс «Схема Z», в котором студенты от импровизации постепенно переходили к физкультурным движениям и строго выверенной пластической форме. С такими формами современного театра студенты работали впервые.
А сайт-специфик-спектакль «Время, вперед?» открыл для Петрозаводска новую, театральную технологию работы с пространством, которой немедленно заинтересовались историки и экскурсоводы. Разрушенный во время Великой отечественной войны и восстановленный заново в 1950-х город, конечно, не может похвастаться архитектурными ансамблями, зато истории, которые стоят за этим, вызывают сильный отклик. Спектакли сайт-специфик позволяют работать не только с сохранением памяти, но и с эмоцией, что действует гораздо сильнее.
Источник: Петербургский Театральный Журнал
28 сентября 2017
текст: СОФЬЯ КОЗИЧ